Приметы и поверья из Рыбинского уезда
Разделы : Приметы и поверья

Когда умершего человека унесут на кладбище, то в этом доме, после выноса умершего, из оставшихся родных дома умершего, должно посидеть одному человеку, хотя недолго на том месте, где умерший более сидел. И этому человеку, который сидит, не дозволено глядеть во след покойника, доколе его не унесут из глаз дома, т. е. не видно будет из окна, где умер покойник. После этого пол в доме, где быль умерший, моется холодной водой.

Обычай сидения на лавке после умершего и обливание водой пола дома очень древний и имеет следующее, как мне пришлось узнать, значение. В прежнее время, годов 75-ть тому назад, как мне передавали старожилы, делалось так: когда вынесут из дома умершего, то по полу избы выливают воду, веря в то, что душенька умершего уже в дом назад через воду не вернется. Почему в настоящее время и говорят, что надо пол облить, а не вымыть, почему и не моется пол, как обыкновенно его моют, а только обольют водой холодной да подотрут его.

Сидеть на месте умершего должно лицо старшее годами из оставшихся лиц родных умершего, — это то значение имеет, что душеньке умершего и места уже в доме этом нет, и место уже занято другой личностью. Все эти обычаи очень старинны и строго мной проверены. Еще существует поверье, будто-бы умерший, у которого глаза бывают открыты, выглядывает к себе на тот свет кого-либо из родных или из соседей. Для этого, в умилостивление покойника, родные умершего закрывают глаза медными деньгами, кладут на каждый глаз умершего по монете, и замечательно, что у таких умерших бывает накладено денег более других, как будто-бы хотят умилостивить покойника деньгами. Обычай очень то-же старый — класть покойнику в гроб деньги.

Курица

Если у кого бывает, что курица и петух будут ходить к соседу во двор, а от своего двора отвыкнут, то, чтобы не ходил петух или кура на чужой двор, для этого делают следующее: возьмут поймают петуха или куру и от их хвостов отстригнут перьев и эти перья сожгут в печи дома хозяина, чьи куры. И, затем, для того, чтобы несли яйца в своих гнездах, то образовавшейся от сожжения перьев хвоста пепелок кладут в куриные гнезда. Некоторые куры имеют обыкновение нести яйца в неизвестных для хозяев местах, то для этого принимают чисто практическую меру, а именно: возьмут соли и положат в задний проход курицы, которая вскоре после этого и покажет свое гнездо. Эти приметы практикуются между сельской интеллигенцией до настоящего времени.

Хозяин - домовой

Когда идут покупать корову или лошадь, то выходят во двор и, обратясь к северной стороне двора, произносят следующие слова: «Хозяинушка, батюшка, пойдем к нам корову покупать». Еще существует поверье: никогда не должно во дворе, где стоит скот, ставить ясли к ночной, как говорят, стороне, а всегда ясли должны быть поставлены к полуденной стороне, так как ночная сторона двора нашим народом признается стороной, где присутствует домовой. А скот, когда будет поставлен к яслям, то будет беспокоить домового, за что домовой не будет скотину любить и может ей сделать зло, если она будет стоять у яслей, которые находятся во дворе и поставлены в ночную сторону, т. е. к северу.

Но когда ясли стоят у полуденной стороны двора, то, хотя домовой и не любит скот, но всё-таки он не может сделать ничего скоту. Проверяя это поверье, я почти в каждом дворе находил, что ясли стоят к полуденной стороне, а не к северной.

1901 г. 13 ноября. с. Корма, Рыб. уезд.

При родах

У нашего народа, Николокоршской вол., как только заметят, что наступают у женщины роды, по обыкновению посылают за бабкой-повитухой. По прибытии повитухи в дом роженицы начинаются приготовления к родам: прежде всего повитуха развязывает у роженицы все узлы, которые находятся у роженицы в разных местах ее одежды. Первоначально развязывается узел по голове в косоплетке, и при этом коса у роженицы распускается. Развязываются узлы на юбках, на фартуках, хотя они и не надеты. Все это делается для того, что бы легче было родить. Если делаются роды трудными, то первоначально осматривают, нет ли у роженицы завязанного узла на ее одежде.

Попавшаяся мышь в колодезь

Если у кого попадется мышь в колодезь, то по принятому обычаю отчерпывают 40 ведер воды из колодезя, и в местности, где близко до священника, зовут его освятить колодезь. Но большей частью обходятся без приглашения священника и делают так: вольют Богоявленской воды в колодезь и после этого начинают употреблять для питья воду.

Но в обыденной жизни нашего народа и попавшаяся мышь в колодезь имеет свое назначение, так например: говорят, что никогда мышь не должна упасть в колодезь, если кто не побывает у колодца с куском чего-либо съестного. Почему весьма многие хозяева из этого случая вывели про себя следующую примету: у хозяина, чей колодезь, если попадется мышь в него, и он имеет работницу, — то это значит, его работница воровка, в утайку ворует съестное и, идя на колодезь, обранивает крохи своей еды. Соседи же этого хозяина говорят, что худо жить тому человеку, в доме которого ходят по воду, в чей колодезь попалась мышь и т. п. И надо заметить, что поверье это весьма распространено в нашей местности.

Так же существует поверье, если мыши съедят что либо дельное или прогрызут сундук, — то это к худу́. Мышь у нас считается самым верным примечанием к чему-либо к худому для той семьи, где она появляется в неуказанном ей месте. Но если появятся в доме черные тараканы, то это признак благополучия в доме, и если кто заметит, что тараканы выбираются из дома и переползают через дорогу, то это самый верный признак пожару. Поверье распространенное.

Против зубной боли

У кого болят зубы, то этот человек должен у кого либо из умерших детей взять безымянный палец правой руки мертвеца и этим пальцем потереть десны больных зубов, и после этого зубы не будут никогда болеть. От болезни зубов делают еще следующее. Больной зубами должен сходить к дереву, растущему в поле или в лесу, и дерево это должно быть осина или же рябина. Подойдя к дереву, больной должен защепить дерево, т. е. поснять верхнюю кору. И из под коры взять от дерева щепочку и этой щепочкой расковырять больные зубы, да так, чтобы от ковыряния была кровь. И потом эту щепочку кладет больной под кору и перевязывает дерево мочалкой или бересточком, произнося слова: «тебе, дерево, не стоять, а моим зубам не болеть», и после этого никак нельзя есть рябины, — в противном случае зубы будут всегда болеть. Поверье распространенное.

Заговор против укуса змей

Весьма распространены у нашего народа заговоры против укуса змей; хотя я и описывал ранее это поверье, но что касается полного знакомства с этим заговором, мне только недавно пришлось узнать, как это делается заговаривание. Личность, которая ужалена змеей, должна идти, нисколько не теряя времени, к заговорщику. По приходу к заговорщику, последний ведет больную в отдельную избу или горницу, засвечает лампадочку у св. икон, режет от цельного каравая черного хлеба часть — горбушку и эту отрезанную горбушку берет в левую руку, а в правую руку берет ножик, которым режут хлеб. Затем тупой стороной ножа по мягкой стороне горбушки, т. е. отрезанной, делает крест и при этом читает молитву «Отче наш». Прочитав молитву, делает крест тупой частью ножа вторично на хлебе и читает опять молитву «Отче наш», и так же и в третий раз.

После этого прикладывает к больному месту человека, укушенного змеей, горбушку хлеба и делает на месте укуса хлебом крест, повторяя это до трех раз, и любопытно то, что эту горбушку непременно надо съесть. Горбушка употребляется одна и та же, на которой делал заговорщик ножом крест, и этой же горбушкой прикладывал к больному укушенному змеей месту, и эту же горбушку должен больной съесть. Делается это и заочно и также для скота делают такой же заговор, но только непременно надо, чтобы, во-первых, горбушка была приложена к месту укуса, и, во-вторых, сделан был бы заговорщиком на ней крест. И при этом надо, чтобы укушенный змеем человек горбушку съел. Детям посыпают сахарным песком горбушку хлеба или намазывают вареньем, медом и т. п., только бы ребенок съел этот хлеб. Обычай этот весьма распространенный в нашей местности и в переживанию не клонится.

Ив. Костоловский

Журнал "Живая Старина" 1901 №03-04.